Политолог, шеф-редактор проекта «Однако. Евразия» Семен Уралов рассказал о возможных очагах напряжения в нашей части Евразии.
Возможно,
украинский Майдан — последняя «цветная революция», устроенная Западом,
которая увенчалась успехом. Почему? Украинский кризис показал, к чему
приводят подобные общественные протесты – к гражданской войне. Это стало
понятно даже далеким от политики людям. Поэтому «цветные» технологии
Запада начинают себя исчерпывать, и в дальнейшем, вероятно, будут
делаться ставки на дворцовые перевороты и внутриэлитарные разборки.
Отмечу,
что период выборов — это наиболее эффективное время для смены власти,
госпереворота, Майдана или дворцового переворота. На данном этапе наша
часть Евразии, то есть бывшее постсоветское пространство, вступает в
период выборов. У нас намечаются досрочные выборы президента в
Казахстане, инициированные Нурсултаном Назарбаевым, парламентские выборы
в Киргизии, президентские выборы в Белоруссии и в Узбекистане.
Выборы
— это холодная форма гражданской войны, в ходе которой элиты, так или
иначе, делают ставку на одного или нескольких кандидатов. Поэтому есть
высокая доля вероятности либо смены власти, либо кризиса в ходе
сохранения преемственности власти. В связи с этим имеет смысл
разобраться в потенциальных очагах напряжения в каждой из постсоветских
республик.
Белоруссия
Белоруссия,
пожалуй, является наиболее устойчивой республикой для любых
переворотов. Это связано как с вертикальной системой управления, так и с
большой долей государственного участия в экономике, которая достигает
около 70%. Фактически, в Белоруссии — государственный капитализм, с
которым согласно большинство граждан. Сегодня можно утверждать, что
никакие внешние факторы не повлияют на внутриполитическую ситуацию в
Белоруссии.
Главный
риск для Белоруссии — это ситуация с российским рынком, куда сбывается
большая часть белорусской продукции. Поэтому если торгово-экономическая
война, которую развязали против России, обрушит внутренний российский
рынок, то это может сказаться на экономической ситуации в Белоруссии, и
это является главной угрозой для Минска.
Казахстан
Президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев, который инициировал досрочные
президентские выборы, в очередной раз задал планку политической
культуры. Текущие выборы должны были пройти в 2016 году, но — учитывая
возраст Назарбаева и то, что Казахстан находится в критической зоне
между Россией и Китаем на границе с Синьцзян-Уйгурским автономным
районом, а также беря в расчет огромную территорию страны при небольшом
количестве населения — вопрос смены власти и легитимизации либо снова
Назарбаева, либо его преемника должен пройти в быстрой фазе.
Соответственно
в Казахстане тоже не высокий уровень угрозы, Назарбаев пользуется
доверием большинства граждан. Главной угрозой для Казахстана, как и для
России, является нефтегазовая зависимость, то есть зависимость от
ситуации на сырьевых биржах и от цен на энергоресурсы, которые напрямую
влияют на размер госказны. Эта угроза может впоследствии стать стартовой
точкой дестабилизации внутриполитической ситуации в стране.
Узбекистан
Бессменный
руководитель Узбекистана Ислам Каримов также намерен переизбраться, но в
отличие от Казахстана внутриполитическая обстановка в Узбекистане
является довольно закрытой. Если принимать во внимание регулирующую роль
государства в экономике, то Узбекистан в этом отношении похож на
Белоруссию. Однако сильные региональные различия и наличие Ферганской
долины, где есть целый клубок противоречий между Киргизией,
Таджикистаном и Узбекистаном, открывают возможности для межэтнических
заварушек, как это уже было неоднократно, особенно в контексте
активизировавшегося ИГИЛа, который уже дошел до границы с Туркменией,
где уже отметились первые приграничные стычки.
Поэтому
если Исламу Каримову удастся сохранить власть и убедить, в первую
очередь, элиты в своей дееспособности и в том, что, несмотря на возраст,
он контролирует ситуацию в стране, Узбекистан сможет нормально пережить
2015 год.
Киргизия
Парламентские
выборы в Киргизии характеризуются тем, что Киргизия является
парламентско-президентской республикой, поэтому от того, кто возьмет
власть в парламенте, будет зависеть весь властный расклад. Киргизия
является страной, которая разорвана между севером и югом. Что происходит
в южных регионах, которые как раз находятся в Ферганской долине, не
очень понятно, Бишкек там мало что контролирует. Плюс ко всему, высока
роль региональных кланов, то есть в этом смысле Киргизия больше похожа
на Украину, чем какая-либо из среднеазиатских республик.
Наличие
нерешенных вопросов с границей с Таджикистаном и отчасти с узбекскими и
таджикскими анклавами на территории Киргизии, дает почву региональным
кланам для очередного запуска этнической карты (в ходе парламентских
выборов) с тем, чтобы создать небольшой очаг напряжения и, таким
образом, повлиять на центральную власть в Бишкеке.
Уровень
угрозы дестабилизации политической обстановки в Киргизии более высокий,
чем в Узбекистане и Казахстане, однако в Киргизии уже было две «цветных
революции», после которых общество получило достаточно сильную
прививку. К тому же следует учитывать наличие российской военной базы в
стране, так что острой фазы политической нестабильности в Киргизии,
скорее всего, не будет. Главная опасность кроется в экономической
плоскости и она связана с оттоком трудовых мигрантов из России, которые
активно вытесняются, в том числе, украинскими трудовыми мигрантами. Но
это общая проблема и Таджикистана, и Узбекистана, и Киргизии. Так как у
Киргизии не сохранилось полноценной промышленности и переработки, а
присутствует, в основном, сфера услуг и некое кустарное
сельхозпроизводство, соответственно, не понятно, что делать с трудовыми
мигрантами, которые вернутся на Родину. А они уже начали возвращаться, и
если власть не запустит модернизацию, новую индустриализацию и не
создаст рабочие места, то эти вернувшиеся трудовые мигранты, на фоне
парламентских выборов, станут главной угрозой безопасности в Киргизии.
Туркмения
Небольшая
страна, замкнутая от всего мира. Главные угрозы: протяженная граница с
Афганистаном, достаточно слабые Вооруженные Силы, уже наметившееся
приграничные стычки, отсутствие каких-либо союзников. Туркмения не
находится ни в ОДКБ, ни в НАТО, ни в каком бы то ни было другом
военно-политическом союзе, поэтому рассчитывать может только на себя.
Если
смотреть с точки зрения прагматичной логики, в случае наступления
«Исламского государства» в Средней Азии, то, скорее всего, первый удар
будет нанесен именно по Туркмении.
Армения
Армения
уже прошла острую фазу кризиса в ходе прошлых президентских выборов.
Нынешние попытки «высокопоставленных гостей» из США раскачать
внутриполитическую ситуацию в стране не увенчались успехом. Армения
является достаточно моноэтничной страной, там нет никаких внутренних
противоречий, плюс ко всему, это страна, которая пережила войну, так
что, скорее всего, никаких обострений в Армении не будет. Единственное,
возможно, будет организована очередная провокация военных столкновений с
Азербайджаном, как в прошлом году. Но как показал опыт Москвы в
качестве миротворца, когда Владимир Путин усадил и Алиева, и Саргсяна за
стол переговоров, напряжения на кавказском фронте по этой линии не
будет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий